армия и оружие

Истребитель F-35 Lightning II: небывалый прорыв или эпический провал ВПК США

12 декабря 2020 года в Израиль прибыли два многоцелевых истребителя F-35 Lightning II, и эта страна стала первым из американских союзников, получившим на вооружение эти новейшие самолеты. Ранее военное руководство Израиля не раз выражало восхищение оперативными возможностями этого истребителя новейшего пятого поколения. Главнокомандующий ВВС Израиля генерал Эшель назвал появление самолета F-35 «настоящей революцией», которая поможет его стране сохранить воздушное превосходство в регионе в ближайшее десятилетие, а также нивелировать угрозу, которую несут российские комплексы ПВО С-400, развернутые в Сирии. Всего Израиль планирует закупить 50 новых истребителей.

С другой стороны, мало какая военная программа вызывала столько споров и критики, как F-35 Joint Strike Fighter. Некоторые эксперты оценивают ее окончательную стоимость в 1 трлн (!!!) долларов. Ее разработка началась еще в конце 80-х, но и сегодня готовность истребителя вызывает большие вопросы. Президент США Дональд Трамп уже пообещал вынудить разработчиков уменьшить стоимость истребителя. Для отечественных «диванных» патриотов F-35 уже давно превратился в излюбленную мишень для насмешек, примером того, что не только российский ВПК умеет лихо пилить бюджеты. Хотя следует отметить, что больше всего F-35 критикуют как раз на Западе.

Так что же такое F-35? Самолет, который станет настоящим прорывом, или же провал, весьма дорого стоивший американскому налогоплательщику? Если самолет настолько плох, то почему евреи комплектуют этой машиной свои ВВС и радуются этому? И зачем американцам вообще понадобился второй дорогущий проект истребителя пятого поколения?

F-35 – это семейство малозаметных многофункциональных боевых самолетов пятого поколения, созданных в рамках самой амбициозной программы в истории авиации – JSF (Joint Strike Fighter, «Единый ударный самолет»). Основным разработчиком и производителем истребителя стал американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin, в проекте также принимают участие и другие, не менее именитые компании: Pratt & Whitney, Northrop Grumman, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace.

Первый полет истребителя состоялся в октябре 2000 года, а в 2012 году началась его эксплуатация. Сегодня F-35 уже находится в серийном производстве (правда, в мелкосерийном). Масштабно выпускать самолет планируют в 2020 году. На середину 2020 года было выпущено 194 самолета.

F-35 имеет три «ипостаси»: наземный истребитель, который разрабатывался для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для американского КМП и британских военно-морских сил и палубный истребитель для американского флота. В будущем американцы планируют заменить на F-35 целый ряд самолетов, которые находятся на вооружении сегодня: штурмовик A-10, F-16, F/A-18 и AV-8B. Британцы думают использовать F-35 вместо своего знаменитого СВВП Sea Harrier.

Чаще всего спрашивают, сколько же стоит один «тридцать пятый»? Программа разработки самолета обошлась американскому бюджету в 55 млрд долларов, каждый истребитель после начала серийного производства (в зависимости от его модификации) будет стоить от 83 до 108 млн долларов. Один час полета F-35 обходится в 30,7 тыс. долларов, что сопоставимо с затратами основного истребителя F-16.

В настоящее время F-35 уже находится на эксплуатации американской армии (более 130 самолетов разных модификаций на 2020 год), первые машины начали получать и союзники США: Нидерланды, Япония, Австралия, Италия, Израиль и Великобритания.

История создания

F-35 Lightning II – это результат амбициозной программы JSF, практическая часть которой началась в середине 90-х годов. Целью этой программы было создание универсального самолета (истребителя-бомбардировщика), который подошел бы для вооружения ВВС, военно-морских сил, а также авиации КМП США.

Иными словами, разработчики хотели создать самолет с маневренностью и скоростью истребителя, значительной боевой нагрузкой, а также с возможностью садиться и взлетать с палубы авианосца. Кроме того, модификация машины, предназначенная для морской пехоты, должна была иметь укороченный (вертикальный) взлет и посадку. Если же к этому добавить критерии истребителя пятого поколения, которым должен был соответствовать самолет, становится понятной вся сложность задачи.

Также военные настаивали, чтобы новый истребитель отличался низкой закупочной и эксплуатационной стоимостью. Следует отметить, что экономические факторы находились на первом месте во время реализации программы JSF: военные хотели получить недорогую универсальную боевую платформу, которая бы идеально подходила для использования нового высокоточного оружия. Большое внимание уделялось стоимости обслуживания и ремонта, потому что именно эти статьи расходов составляют более 60% стоимости жизненного цикла любого современного боевого самолета.

Согласно спецификации, разработанной на предварительном этапе проекта, новый самолет должен был обладать умеренной сверхзвуковой скоростью (примерно полтора Маха) и маневренностью на уровне истребителей F-16 и F/A-18. Вопрос о крейсерском сверхзвуке изначально не поднимался. Новый самолет скорее был сориентирован на решение ударных задач, он должен был также дополнять F-22A на этапе завоевания господства в воздухе. Кроме того, новый истребитель планировалось использовать для обеспечения ПВО авианосных соединений.

Проектирование нового ударного самолета началось еще в середине 80-х годов, изыскания в рамках программы ASTOVL совместно проводили специалисты НАСА и Британского лётно-исследовательского центра. Их целью было создание ударного самолета вертикального взлета и посадки для замены морально устаревшего «Харриера».

Однако Холодная война уже подходила к завершению, военные бюджеты безжалостно урезали, поэтому в начале 90-х годов программа была закрыта. Примерно в это же время Министерство обороны США выступило с предложением создать единый самолет, который в будущем смог бы заменить несколько боевых машин, созданных в 70-80-е годы: F-14, F-15E, F-16, F-111 и F-117.

Этап исследований этой многообещающей концепции был завершен в 1994 году, а через год МО США подготовило спецификацию для участников конкурса. В нем принимали участие компании Boeing и Lockheed Martin, которые занялись разработкой двух самолетов-демонстраторов, Х-32 и Х-35 соответственно.

Финальные испытания начались в 2001 году. Они показали, что самолет, созданный «Локхид», на голову превосходит своего конкурента. Х-35 взлетел с площадки длиной 150 метров, в полете продемонстрировал сверхзвуковую скорость, смог приземлиться вертикально. Во время разработки прототипа конструкторы «Локхида» сотрудничали со специалистами российского ОКБ им. Яковлева, поэтому конструкция системы вертикальной посадки имеет черты сходства с устройством советского СВВП Як-141. На Х-35 был установлен отдельный вентилятор, а не поворотные сопла, создававшие многочисленные проблемы с попаданием выхлопных газов в воздухозаборники.

Дальнейшее финансирование программы JSF осуществлялось не только правительством США, но и целым рядом их союзников по блоку НАТО: Великобританией, Италией, Данией, Голландией, Канадой и Турцией. Заинтересовались новой машиной и израильские военные. Даже изначально стоимость программы была впечатляющей: на разработку истребителя и его закупку планировали потратить более 230 млрд долларов. Однако по факту бюджет был значительно превышен, и сегодня ряд экспертов считает, что общая сумма – включая эксплуатационные расходы – будет больше 1 трлн долларов.

Разработка самолета шла сложно. В 2002 году инженеры выявили значительное утяжеление его конструкции. Была создана специальная группа, которая занималась уменьшением массы истребителя.

В 2008 году компания Lockheed Martin озвучила летно-технические характеристики новой машины, а также продемонстрировала экспериментальный образец самолета.

Программа создания истребителя F-35 пережила целый ряд бюджетных подорожаний и переносов сроков начала серийного производства. Большое количество переделок узлов и систем самолета постоянно увеличивало смету проекта, вызывая понятное раздражение у государств, участвующих в нем. Даже небольшие изменения в конструкции машины приводили к замене целых производственных линий, значительно увеличивая затраты.

В марте 2010 года закупочная стоимость одного истребителя выросла до 113 млн долларов, после чего в Пентагоне заявили, что стоимость программы возрастет на 50%. В это же время появилось предложение в целях экономии отказаться от разработки модификации F-35В, что вызвало негодование Корпуса морской пехоты США.

В 2010 году из программы вышла Дания, однако позже это решение было частично пересмотрено, а год спустя об отказе от закупки истребителей заявила Австралия, аргументировав свое решение почти двухкратным увеличением стоимости самолета и задержкой начала поставок на семь лет. Канада и Япония заявили, что могут отказаться от закупок F-35, если его цена будет увеличиваться и дальше.

В мае 2011 года уже Пентагон выступил с резким заявлением о том, что цена в 133 млн долларов недопустима.

В 2010 году были достигнуты договоренности между США и Израилем о покупке им двадцати самолетов, израильтянам было позволено установить на F-35 значительное количество систем собственного производства, прежде всего речь шла об электронике.

25 февраля 2011 года в воздух поднялся первый серийный F-35В, а еще через несколько месяцев первый самолет был передан ВВС США. В 2013 году на авиационной выставке в Париже вице-президент компании Lockheed Martin заявил, что Израиль будет первой страной после США, которая получит на вооружение F-35. В ноябре 2014 года МО США заключило контракт на поставку самолетов, его сумма составила 4,7 млрд долларов.

В 2020 году началось серийное производство самолетов в Италии. В 2020 году новоизбранный президент США Трамп подверг жесткой критике проект F-35 из-за его непомерной стоимости. В ответ разработчики пообещали снизить цену до 85 млн долларов к 2020 году.

Устройство

F-35 относится к истребителям пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный при создании F-22 Raptor. Следует отметить, что F-35 оснащен более продвинутой авионикой, чем «Раптор». БРЭО истребителя, несомненно, является наиболее сильной стороной этой боевой платформы. В состав радиоэлектронного комплекса F-35 входят:

  • Многофункциональная РЛС с активной фазированной антенной решёткой второго поколения AN/APG-81, которая одинаково эффективно может обнаруживать цели как на земле, так и в воздухе.
  • Электронно-оптическая система AN/AAQ-37, в состав которой входит шесть инфракрасных сенсоров, расположенных на разных сторонах фюзеляжа. Она позволяет определять пуски баллистических ракет на расстоянии в 1300 км, обеспечивает навигацию при пилотировании как в дневное, так и в ночное время, предупреждает пилота о ракетной атаке, определяет месторасположение зенитных орудий, находит воздушные цели и сопровождает их.
  • Пассивная разнонаправленная инфракрасная камера CCD-TV с высоким разрешением, которая может проводить целеуказание на значительных дистанциях, находить вражеские объекты на земле и в воздухе. Она же предупреждает летчика об облучении самолета лучом лазера.
  • Система установки индивидуальных помех AN/ASQ-239.
  • Система целеуказания и индикации, которая интегрирована в шлем пилота и позволяет ему управлять машиной с помощью движения головы и глаз. Шлем летчика F-35 вообще можно назвать уникальным: он позволяет пилоту видеть буквально сквозь кабину. Такая способность обеспечивается большим количеством видеодатчиков, расположенных на фюзеляже машины. Также в шлем вмонтированы системы, которые с помощью выведения изображений и звука информируют пилота об условиях полета.
  • В кабине установлен широкоформатный сенсорный дисплей PCD, на котором отображается информация, связанная с полетом и функционированием систем истребителя. Также на него выводятся места дислокации вражеских систем ПВО и возможные маршруты их обхода.
  • Система голосового распознания, с помощью которой летчик может управлять некоторыми системами F-35.
  • Истребитель оснащен целым рядом передовых систем прицеливания и связи. В их число входит комплекс обмена данными Link 16, который часто именуется «небесным интернетом».

В конструкции самолета широко использованы композитные материалы и новейшие технологии. F-35 выполнен по технологии «стелс», разработчики не раз заявляли, что его заметность на экранах радаров даже меньше, чем у F-22. Для уменьшения ЭПР вооружение самолета находится во внутренних отсеках, хотя оно может быть размещено и на внешних узлах подвески. Форма истребителя также способствует уменьшению его заметности на экранах радаров.

Следует отметить, что грузовой отсек модификации F-35В меньше, чем на F-35А и F-35С из-за вентиляторной установки.

Модификации истребителя А и С оснащены двигателями Pratt & Whitney F135 — дальнейшим развитием модели F119, установленной на «Рапторе». На модификации с укороченным взлетом стоит F-35B, в разработке которого принимала участие британская компания Rolls-Royce Defence. Изначально перед разработчиками истребителя не ставилась задача обеспечить возможность сверхзвукового крейсерского полета, однако руководство Lockheed Martin утверждает, что F-35 способен лететь на скорости 1,2 Маха примерно 240 км.

Интересна конструкция силовой установки модификации F-35В. За кабиной пилота у нее установлен вентилятор, связанный жесткой передачей с двигателем, сверху и снизу он закрыт створками. Во время зависания вентилятор начинает работать, а сопло двигателя отклоняется вниз почти под прямым углом (95°). Управление истребителем по рысканию и крену осуществляется с помощью дополнительных сопел. Взлет и посадка полностью контролируется бортовым компьютером, что упрощает работу летчика.

F-35B может взлетать и вертикально — правда при небольшой боевой нагрузке и неполных баках.

На F-35 использовано электрогидростатические приводы рулевых поверхностей, что позволило полностью отказаться от общесамолетной гидравлической системы и значительно уменьшить массу истребителя.

F-35 может использовать широкую номенклатуру вооружения. Все три модификации самолета вооружены автоматической 25-мм пушкой GAU-22/A, которая расположена над левым воздухозаборником. Ее боекомплект составляет 180 снарядов.

Модификации

  • F-35A. Наиболее простая и самая массовая модификация самолета, предназначенная для ВВС США и их союзников. Этот истребитель использует обычные взлетно-посадочные полосы наземных аэродромов.
  • F-35I. Самолет, разработанный для ВВС Израиля. По сути, это обычная «сухопутная» версия машины (F-35A), на которую установлена часть израильского оборудования: БРЭО, в том числе система РЭБ и СУО, а также оборудование кабины.
  • CF-35. Вариант самолета F-35A для ВВС Канады. От стандартной модели отличается только наличием тормозного парашюта (из-за обледенелых ВПП) и изменением в системе дозаправки в воздухе.
  • F-35B. Модификация с укороченным (вертикальным) взлетом и вертикальной посадкой, разработанная для американского КМП. Этот самолет планируют сделать основой ударной мощи новых десантных кораблей типа «Америка», которые по сути являются легкими авианосцами. Пока закупать истребители этой модификации планирует только Италия, а Великобритания уже официально отказалась от него.
  • F-35C. Модификация самолета, разработанная для военно-морских сил США и Великобритании. Она предназначена для взлета с палубы авианосца с помощью катапульты и приземление на нее с использованием финишера (у самолета есть посадочный крюк). Этот вариант истребителя отличается увеличенным крылом и хвостовым оперением, что позволяет ему более уверенно маневрировать на небольших скоростях и увеличивает полезную нагрузку. F-35C имеет вдвое большие радиус действия по сравнению с F/A-18C.

Все модификации истребителя F-35 унифицированы на 70-90 %.

Оценка проекта

Программа F-35 является самым дорогим военным проектом в истории человечества. Даже один этот факт — уже прекрасный повод для критики самолета, однако, несмотря на потраченные миллиарды долларов и годы разработок, в конструкции F-35 постоянно обнаруживают недоработки. Проблемы у самолета ценой более ста миллионов долларов воспринимаются общественностью особенно остро.

Многие эксперты ставят под сомнение соответствие F-35 критериям истребителя пятого поколения. Прежде всего это касается полета на сверхзвуке без использования форсажа. Тем не менее, разработчики неоднократно заявляли, что истребитель имеет такую возможность. Есть вопросы и к технологиям невидимости. В 2020 году F-35 проиграл воздушный бой F-15 из-за некачественного нанесения «стелс»-покрытия на фюзеляже.

Много вопросов вызывает операционная система истребителя, в ходе недавней проверки военные смогли обнаружить в ней 276 потенциальных уязвимостей. Однако если софт со временем все же будет доработан, то есть и недостатки, которые исправить уже не получится. К ним можно отнести следующие:

  • Недостаточная тяговооруженность (0,8-0,85), которая обусловлена сильно возросшей массой машины во время ее доработки.
  • Высокая удельная нагрузка на крыло, что существенно уменьшает маневренность истребителя.
  • Сравнительно небольшая масса вооружения, которую самолет может принять во внутренние отсеки.
  • Из-за довольно большой минимальной скорости, малой полезной нагрузки и чувствительности к огню с земли F-35 может оказаться недостаточно эффективным в качестве самолета непосредственной поддержки войск. Старый и испытанный А-10 «Тандерболт» в этом отношении выглядит куда предпочтительней.

К сильным сторонам F-35 можно смело отнести малую заметность для РЛС противника и мощнейший комплекс БРЭО самолета. Однако помогут ли они истребителю в реальном воздушном бою – этот вопрос остается открытым.

В завершение отметим: несмотря на всю критику, F-35 все же является довольно совершенной и передовой машиной. По-другому и быть не могло: слишком уж серьезные ресурсы – финансовые, организационные, интеллектуальные – вложила Америка в этот проект. Большинство проблем F-35 были изначально заложены в концепции этого самолета, а также в понимании его места в структуре вооружения американских ВВС.

Плохую шутку с американцами сыграла излишняя самонадеянность: посчитав, что в новом столетии у них уже не будет достойных противников, они начали создавать истребитель для войн наподобие балканской или иракской кампании, в которых противник изначально был слабее практически по всем параметрам.

Однако ситуация в мире развивается несколько по иному сценарию, в нем появляются новые центры силы – государства, уделяющие существенное внимание развитию вооруженных сил, в том числе и эффективной авиации. С большой долей вероятности можно сказать, что американским пилотам в будущем придется встретиться в небе с достойными противниками. И сможет ли F-35 гарантировать им победу – это очень большой вопрос.

Источник: militaryarms.ru

LEAVE A RESPONSE